Лодочный мотор сузуки и любые другие двигателя для суден бывают либо двухтактными, либо четырехтактными. Ниже мы поговорим об основных недостатках и достоинствах каждого из типов двигателей. Достоинства и недостатки двухтактных и четырехтактных моторов для лодок.
Если вы не слишком активный рыбак и далеко ходить на лодке вам не нужно, мотора мощностью в 2-3 л.с. вполне хватит. В том случае если вы решили катать за своей лодкой друга на водных лыжах, вам уже понадобится агрегат помощнее, а именно 30 л.с. Катер внушительных размеров для походов по морю, нужно оснащать силовым агрегатом мощностью в 250 л.с.
Мощность силовой установки не должна быть выше максимальной мощности, которую, по паспорту, может выдержать сама лодка. Еще одним важным нюансом любого двигателя является его расход топлива если взять агрегат в 250 л.с. он съест до 90 литров топлива в час.
Следует так же знать, может ли ваша лодка или катер глиссировать. Такой режим подразумевает движение лодки на большой скорости, когда она едва касается воды. Весь вес самой лодки и ее экипажа уравнивается подъемной силой воды. Когда же судно стоит на месте, оно погружается больше и выталкивается силой Архимеда.
Если вам не нужен режим глиссирования, либо его не поддерживает ваша лодка, можно обойтись двигателем средней или малой мощности, например лодочный мотор ямаха 2 — 15 л.с. в в зависимости от нагрузки. Лишняя мощность не гарантирует более высокую скорость, она может дать только более высокую волну, оставленную судном. Мало того, в обычном режиме слишком мощный мотор может посадить корму судна, а иногда и вызвать попадание воды. Наоборот слишком слабый двигатель не позволит лодке глиссировать.
Условие для перехода на глиссирование
Отношение мощности, которой обладают подвесные моторы, к полной массе судна должно иметь величину 1/25, а для лодок килевого типа – 1/20. Для современных моделей, с хорошо выраженной глиссирующей способностью величина может составить – 1/35. Но тут тоже нужно знать меру, ведь если при глиссировании мощность двигателя будет слишком высокой, устойчивость судна может сильно снизиться лодка даже может перевернуться, что приведет к трагическим последствиям.
Сегодня существуют определенные нормы (за границей это стандарт), ограничение мощности мотора, которое зависит от произведения длины судна L на наибольшую ширину транца B (это пластина на корме лодки для крепления мотора). Например, ограничение для катеров с размером L x B лежит в пределах 3 х 1,18 метров – 3 л.с., 4 х 1,4 метров – 30 л.с. По этим же параметрам, для суден, размер которых составляет 4,6 х 1,8 метров можно применить мощность 85 л.с.
Существует так же параметр, такой как прочность корпуса и его способность противостоять ударам об воду. Именно поэтому, при выборе двигателя, следует внимательно ознакомиться с техническими характеристиками лодки. Если ваша лодка не слишком тяжела, можно применить лодочный мотор ветерок, имеющий сравнительно невысокую мощность.
Если экономичность мотора для вас не так важна, как скорость можно выбрать более мощную силовую установку. Но в любом случае следует руководствоваться соображениями безопасности. Ведь чем быстрее лодка двигается по поверхности воды, тем больше нагрузка на нее. Когда будет достигнут определенный предел, судно может перевернуться или разрушиться.
Электронное либо контактное зажигание
Ранее в моторе для суден применялся контактный тип зажигания, искра которого оставляла желать лучшего, система зажигания электронного типа не только дает более мощную искру, но и облегчает запуск мотора и делает его работу на низких оборотах стабильнее. Порванный трос запуска или неудачный поход заставляют владельцев выбирать именно бесконтактную модель зажигания, которой сегодня оснащают моторы для лодок.
Короткая либо длинная нога
При подборе лодочного мотора б/у или из магазина, нужно брать во внимание тип «ноги». Эту часть двигателя не зря так называют, она объединяет дейдвудную трубу которая содержит вал привода и выхлопную систему, корпус редуктора и сам винт. Главная задача “ноги” – вывести винт мотора и его выхлоп на нужную глубину.
Винт, который находится на недостаточной глубине, может попасть в зону “тени” и таким образом не сумеет развить максимальную тягу. Он просто будет месить воду, пребывая в состоянии кавитации. Слишком глубоко погруженный винт ведет себя хорошо, но выхлопная система испытывает неудобство давление воды «душит» мотор, и его мощность падает. Винт даже можно повредить при проходе через мелкие места.
Именно поэтому нужный размер “ноги” полностью зависит от высоты транца (специальной пластины сзади лодки, куда производится крепление мотора. Для лодок с низким бортом, надувных моделей и большим вырезом под транец, хорошо подойдут двигателя с низкой “ногой” чаще всего S в маркировке, например лодочный мотор тохатсу.
Дистанционное управление, есть ли в нем смысл?
Для движения судна на большой скорости, в режиме глиссирования, необходимо обеспечить рулевому максимальный обзор. Если двигатель устанавливается сзади (например, на парусной яхте с довольно большими размерами, лучше всего вынести органы управления двигателем вперед ближе к рубке судна или защитному козырьку.
Таким образом, удастся не просто улучшить обзор, но и обеспечить максимальный комфорт управления судном. Хорошим вариантом может стать так же электростартер двигателя, который полностью окупит свою стоимость. Такими системами запуска оснащаются, например, лодочный мотор меркурий.
Какое оборудование можно ещё применить на лодке
Не лишней будет специальная транспортная система для мотора так называемая тележка. Двухтактные лодочные моторы и их четырехтактные аналоги довольно тяжелы, и переносить их вручную не представляется возможным. Тележка защитит мотор от повреждений, которые очень часто случаются без ее использования. Подумайте о возможности приобретения еще одного винта. Ведь стандартная форма винта не обязательно оптимальна. Лучше всего использовать набор из трех винтов:
- Универсального.
- Скоростного.
- Грузового.